lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 20 л Написать эти размышления меня подтолкнул услышанный на ДЗ разговор двух начинающих парашютистов. Самое интересное ? что большинство их идей по этому вопросу были? ну, как минимум ? не совсем верны, некоторые ? вообще неверны в принципе. Казалось бы ? простейшая ситуация, ан нет? Обучение по данному вопросу ? полминуты времени, в инструкции ? 2 строчки текста, да и обсуждений в сети нет? А вопрос то посложнее будет?. Итак: что такое перехлест? Перехлест ? вид частичного отказа парашюта, когда стропа (или группа строп) вместо того, чтобы идти напрямую от точки крепления на нижней оболочке купола к свободному концу, проходит через верх купола. Например ? вот так: При этом, из-за искажения формы купола падает подъемная сила, возрастает лобовое сопротивление ? в результате возрастает вертикальная скорость снижения, при перехлесте консоли ? возникают несимметричные силы, которые заставляют купол вращаться, еще более увеличивая вертикальную скорость? Отказ довольно неприятный.? Почему же так мало знают о нем? На мой взгляд ? это одна из особенностей отечественного парашютизма. Во времена круглых парашютов количество таких отказов постепенно снижалось, благодаря совершенствованию конструкции. С появлением в СССР парашютов-крыльев, больших, стабильных, укладываемых на земле достаточно тренированными спортсменами, количество перехлестов практически сошло к О. Но тут появились современные купола ? скоростные, укладывать начали на весу, качество укладки ? упало. Количество «перехлестов» возрастает. Более того ? будет возрастать и в дальнейшем. Почему? Потому что очень незначительное внимание уделяется такому отказу ? старые перцы продолжают его считать чем-то очень редким и несерьезным? А начинающие ? спрашивают перцев, а они?(см. выше). Почему у нас такое отношение? Потому что Украина (да в принципе и Россия) не прошла 10-ти летнего этапа развития, который прошли буржуи ? этапа появления «скоростных» куполов, этапа изобретения укладки на весу, этапа падения подготовленности спортсменов. И за эти 10 лет они отследили и отработали рекомендации по предупреждению таких отказов, и рекомендации по борьбе с ними? А мы за 3 года перешли от прямоугольных по-16 к Стилеттам и Кросам. А отношение - осталось? Почему никто не париться этим? Количество классических перехлестов, с учетом современных куполов ? небольшое. Что такое классический ? это когда мы поднимаем голову, наблюдаем перехлест, оцениваем ситуацию, можем даже побороться, потом отцепляемся и на вопрос РП ? «че было?» ? четко отвечаем ? перехлест. А теперь посмотрим на описания перехлестов, написанное испытателями современной парашютной техники: «Перехлест обычно сопровождается очень жестким ударом при раскрытии, несимметричным рывком подвесной системы» «Краевой перехлест характеризуется очень резким рывком купола в сторону?» «При перехлесте купол разгоняется, и вы оказывается в горизонте в течении 1-2 секунд, дальше вращение нарастает, перегрузка растет?» «при этом слайдер оказывается прямо перед лицом, очень часто перехлест сопровождается закруткой, парашютист оказывается в стремительно ухудшающейся ситуации, при отсутствии нормального обзора и возможности реально оценить обстановку»? Узнаете? Спортсмен оказывается на спине и отцепляется раньше, чем успевает оценить ситуацию и понять что происходит.? При этом, на нулевке пожоги от трения стропами не так выражены, как на Ф-111 или болонье, ? ткань либо выдерживает, либо разрезается стропой. Как дополнительная опция предлагаются повреждения купола, возникающие при несимметричном наполнении ? порывы купола, обрывы строп? По мнению экспертов, от трети до четверти современных частичных отказов ? это перехлесты разного рода? С историей и симптоматикой разобрались. Давайте подумаем, что можно сделать по этому поводу? Анализ отказов показывает, что в большинстве случаев перехлест ? это перехлест стропой управления либо крайними боковыми стропами 3-4 рядов. Что нужно для того, чтобы произошел перехлест? Логично предположить, что каким-то образом стропа должна оказаться сверху купола? Правильно? Не совсем ? для перехлеста достаточно, если купол в момент раскрытия окажется ниже строп, либо раскрытие произойдет неупорядоченно, с хвоста вперед, ко лбу. Именно такое развитие событий наиболее характерно. Рассмотрим эти 2 варианта. Как купол может оказаться ниже строп? Наиболее частая причина этого ? выпадение купола из камеры в процессе раскрытия до момента полного выхода строп. Так называемый Line Dump. Купол вываливается из камеры и начинает наполняться, при этом стропы еще не натянуты, купол остается на месте, парашютист падает вниз, пока выходят остальные стропы. Потом раздается хлопок ? это натянувшиеся стропы пытаются разогнать практически остановившийся купол. При этом возможен уже описанный перехлест, порывы купола, порывы строп, травмы парашютиста. В прошлом году при таком раскрытии (с перехлестом) парашютист получил переломы костей бедра и таза, купол (Stiletto 170) разрушился. Решение данной проблемы ? аккуратная укладка, сохранение симметричности и одинакового натяжения строп, недопускание провисающей слабины, использование адекватных резинок для укладки строп и зачековки камеры. Неупорядоченное раскрытие ? раскрытие парашюта "хвостом вперед". Характерная причина этого ? засовывание носа купола при укладке вовнутрь купола. Очень многие «специалисты» рекомендуют после налистывания лба засовывать его поглубже вовнутрь, к хвосту? «Этим-де достигается смягчение раскрытия»? Да, естественно, купол наполняется медленней ? из-за того, что при раскрытии хвост хлопает, наполняется, а лоб потом пытается вылезти из уже наполнившегося хвоста. У лучшем случае купол наполняется, и спортсмен радуется мягкому раскрытию, в худшем ? лоб проходит между стропами на ухе (помните, ? перехлест внешними стропами 3-4 ряда) либо между стропой управления (перехлест стропой управления). Рекомендация ? понаблюдайте, как укладываются запасные парашюты либо бейс-системы. Все укладывается максимально аккуратно и ровно ? ведь так оно и должно наполняться, ничего никуда не запихивается и не засовывается. Как другой вариант причины отказа ? это стягивания строп уха, строп управления вперед во время оборачивания хвостом. Для решения ? рекомендуется придерживать эти стропы во время оборачивания купола хвостом. Ну и общее ? укладывайте купол аккуратно, так, чтобы купол выполнял минимальное количество эволюций при раскрытии. Добиваться мягкости раскрытия нужно другими методами ? правильным размещением слайдера, использованием слайдера большого размера/слайдера с языком ? замедлять процесс раскрытия должен специально предназначенный элемент конструкции парашюта, а не закрученный и запутанный парашют. Подводя итоги: причина перехлеста в большинстве случаев ? неаккуратная укладка. Единственное возможное исключение из этого ? это неупорядоченное открытие из-за нарушения процесса раскрытия, например ? предварительное самопроизвольное раскрытие в нестандартном положении? Такие ситуации мы рассмотрим в следующем выпуске «Размышлизмов»? Заходите к нам еще! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Shindy 0 Жалоба Опубликовано: 20 л спасибо! очень информативно, с нетерпением жду следующего размышлизма Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ekaterina 0 Жалоба Опубликовано: 12 л То есть выходит причина перехлеста это 100% неправильная укладка? Я например за время работы (4 года) заметила такую закономерность: был только один перехлест на маленьком скоростном куполе, а все остальные на студенческих системах у афф-ников и постафф-ников с небольшой массой тела (в основном у девочек) и соответственно маленькой загрузкой. Причем укладки были разные по способам и разными людьми. Возможно причиной служит не только небрежность в укладке, а совокупность факторов? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 12 л Если для перехлеста стреньгой можно придумать какие-то причины из разряда "игры воздушных струй" то для перехлеста стропами, с точки зрения физики, причины могут быть всего 2: 1. нарушение процесса раскрытия (например-выход купола раньше чем натянулись стропы, или раскрытие в БП - с ОЧЕНЬ большой разницей правый-левый СК) 2. косорукость укладки. Все. Можно придумывать конечно все что угодно, лучи смерти, черные вертолеты, но, в 99,99% перехлест = косяк укладки. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ёжик 703 Жалоба Опубликовано: 12 л Учитывая, что практически все укладчики у Вас укладывают одинаковым способом - то, что перехлесты возникали у разных укладчиков - не принципиально. Возможно причиной являлось утапливание симметрично закрученного лба, и если для "платков" это было не актуально в виду загрузки и малой площади, то матрасы с худенькими девочками не хотели расправляться и "волею стихии" происходил перехлест. Имхо. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ekaterina 0 Жалоба Опубликовано: 12 л Учитывая, что практически все укладчики у Вас укладывают одинаковым способом ... за каждым смотрели? Случай из собственной практики. студент укладка на полу с закрученныеми соплами и очень быстро, 8-ой уровень афф - перехлест, отцека (сама себе укладывала) . Через некоторое время - укладка полностью на весу с неупаливаемыми соплами, все четко и ровно,никто никуда не торопился, 20-й прыжок девушка постафф-ца - перехлест, отцепка. ??? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
daysleeper 601 Жалоба Опубликовано: 12 л Случай из собственной практики. студент укладка на полу с закрученныеми соплами и очень быстро, 8-ой уровень афф - перехлест, отцека (сама себе укладывала) . Через некоторое время - укладка полностью на весу с неупаливаемыми соплами, все четко и ровно,никто никуда не торопился, 20-й прыжок девушка постафф-ца - перехлест, отцепка. ??? Хрустальный шар сказал что она не проверяла деление строп в обоих случаях. Кофейная гуща сказала что во всем виновата судьба. Карты сказали что дело в бубновом валете. Помог чем смог. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ekaterina 0 Жалоба Опубликовано: 12 л Первый раз был на заре карьеры укладчиком и возможно да не проверила) Но вот второй случай меня сильно удивил... И вообще стала интересна тема перехлестов. Подбила статистику на нашей ДЗ. Спрашивала у многих опытных парашютистов, укладчиков и риггеров. Однозначного ответа не получила. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
соло 75 Жалоба Опубликовано: 12 л блин опять накаркали. сегодня отцепился от перехлеста. укладка была хоть и быстрой, но нормальной, качественной, ничего необычного. грешу на камеру на магнитах. купол в нее влазил плотненько, а открытие было с характертым бабахом. на 100 процентов утверждать не берусь, но похоже, словил все-таки лайндамп. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ekaterina 0 Жалоба Опубликовано: 12 л Ну так все-таки вина выходит не всегда в укладке :D Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 12 л Ну так все-таки вина выходит не всегда в укладке Ну может все таки надо немного задуматься, подумать, как происходит наполнение купола - чтобы понять что ложки - нет... но похоже, словил все-таки лайндамп. = 1. нарушение процесса раскрытия (например-выход купола раньше чем натянулись стропы, Но вы продолжайте придумывать оправдания для косяков укладки - это даже забавно, местами Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 12 л Порвавшиеся резинки зачековки камеры\раскрывшиеся гамниты Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
_nw_ 1537 Жалоба Опубликовано: 12 л как может расчековаться камера и начать выходить купол, если стропы не натянуты? С одной стороны камера подвешена на медузе, с друой стороны зачекована стопами. Что заставит купол выйти из камеры, если стропы не натянуты и не расчекована камера?В Момент рывка нагрузка (сопротивляющимся ускорению куполу) идет именно на резинки, задолго до того как выйдут СК и будут нагружены стропы Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
GRID 0 Жалоба Опубликовано: 11 л расскажите как будет происходить открытие, если стропы дважды обматывать резинками для улучшеного их крепежа на камере? (стропы не убитые, прыгов 50-60 на них) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Grisha 369 Жалоба Опубликовано: 11 л точно так же, как, если поставить на камеру обычные маленькие резинки и не заморачиваться с двойным оборотом большими Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
BeceJIbIu 2 Жалоба Опубликовано: 11 л Ставлю маленькие силиконовые резинки, когда растягиваются, делаю 2 оборота, раскрытие - штатное. Главное - симметричное усилие на расчековку строп с разных сторон камеры. Т.е. если делаешь по 2 оборота с одной стороны, делай 2 и со стороны напротив. P.S. Менять тоже надо по-хорошему парой. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Merlin 102 Жалоба Опубликовано: 11 л +1 Леш, еще на По-25 когда пришивали большие резинки, если делали это не "одновременно" , люди ловили и закрутки и перехлесты - ИНК яркий пример когда ему инструктор заменил только 1 из 2-х резинок. Резинки обязаны быть плотными и симметричными. Это как бы уже 50% успеха, а вообще не надо доводить технику до состояния УГ, тем более если она в возрасте. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах