Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
sergant

феномен приземления в сильный ветер

Recommended Posts

эпиграф:

Опытные скайдайверы отличаются от неопытных тем, что в ветренную погоду сидят на земле и наблюдают как неопытные набираются опыта.

© Народная мудрость

Наверное как и каждый начинающий парашютист, я прошел через то состояние, когда ужасно хочется прыгать, а старшие товарищи настоятельно не рекомендовали. Смотрел я тогда на них как на тела, которые не способны при необходимости исполнить изящный кувырок: - "Да что нам скорость, мы же прыгали на круглой технике, да и несколько лет в борцовском зале бесследно не прошли...

Я точно знаю, что приземлюсь без проблем!"

После того как пару раз хорошенько приложило об землю-матушку, а умение кувыркаться не помогло ни разу, стал интересоваться "феноменом приземления в сильный ветер".

Попытаюсь на пальцах обобщить информацию из самых различных источников (от научных трактатов до "одна баба сказала")

Все цифры следует воспринимать как отдаленно примерные...

Для начала хотелось бы определить "парочку" аксиом*:

1. Ветер никогда не дует с постоянной скоростью в постоянном направлении. Он всегда меняется как по скорости так и по направлению (понаблюдайте на досуге за флюгером). Изменения по скорости легко могут колебатся до 70% при нормальной (не штормовой) погоде.

2. Парашют типа крыло умеет летать только вперед и только с постоянной скоростью. Ни назад, ни в бок он летать не умеет. Парашют ничего не знает о ветре, он летит относительно воздушного потока. Если по какой-либо причине его скорость в воздушном потоке становится меньше, чем ему надо, то он ее наберет сам без вашего спроса.

3. Подъемная сила крыла пропорциональна квадрату скорости т.е. при увеличении скорости в два раза, подъемная сила возрастает в четыре.

Итак, рассмотрим идеальную ДЗ с большой открытой однородной площадкой приземления, где никогда не бывает никаких завихрений, со стороны леса, где не бывает низ/восходящих потоков и т.д.

Общепринятая горизонтальная скорость переходных куполов равна примерно 20 милям/час.

Попробуем рассмотреть, что происходит с куполом при заходе на финишную прямую против небольшого (5 миль/час) ветра. 70% от 5 = 3.5 мили/час, а 3.5 = 17.5% от скорости купола.

1а. ветер усиливается - увеличивается скорость купола в потоке на 17.5% , подъемная сила увеличивается на 38%

2а. ветер ослабевает - подъемная сила уменьшается на 38%

3а. ветер меняет направление на 90 гр - слегка (5 миль/в час) толкает в бочину.

Прикидываем те же моменты при ветре в 15 миль/час. 70% от 15 = 10, 10 это 50% от скорости купола.

1б. подъемная сила увеличивается на 125%

2б. подъемная сила уменьшается на 125% (на самом деле больше, чем на 100% она уменьшиться не может **), т.е. мы в свободном падении до тех пор пока купол вновь не наберет скорость.

3б. нехило так бьет, вплоть до складывания парашютика пополам.

Ветер 20 миль/час.

скорость купола меняется на 70%

1в. подъемная сила увеличивается почти вдвое, т.е. подбрасывает "мама не горюй"

2в. в свободном падении находимся дольше, чем в 2б.

3в. с вероятностью близкой к единице, купол складывается.

При заходе поперек ветра меняем 1 и 2 с 3, по ветру 1 с 2 и добавляем горизонтальную скорость относительно земли с которой нас и шарахнет в дополнение к вертикальной...

На НЕидеальных ДЗ, где присутствуют турбулентные зоны, "феномен сильного ветра" усугубляется завихрениями воздушного потока.

Как действовать пилоту при сильном порывистом ветре? НЕ ПРЫГАТЬ!

-------------------

* эти аксиомы не относятся к ОПЫТНЫМ Пилотам, которые, как мы знаем, вообще пилиють на все законы аэродинамики и всемирного тяготения :)

** при резком развороте на HP куполах подъемная сила может быть отрицательной.

Edit: флигель заменен на флюгер :)

Изменено пользователем sergant

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

критика приветствуется

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что по мне, то сильным считаю ветер, который (или порывы которого) составляют больше 80% от собственной скорости купола.

В моем случае, это порядка 12 м/с. Если больше, то естественно, сижу и отдыхаю. Наблюдать, как правило, не за кем, поскольку уже "десятка" это отбой.

Правда, пару раз приземлялся при 15-ти метрах. Ощушения не то, что стремные, а просто некомфортные - упираться на полуэллипсе и висеть на передних<_< .

Единственный плюс - подушку можно не делать :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

товарищ сержант, разрешите обратиться...

Парашют ничего не знает о ветре, он летит относительно воздушного потока.

1а. ветер усиливается - увеличивается скорость купола в потоке на

каким образом парашют который не имеет понятия о ветре, за счёт ветра увеличивает свою скорость? ведь ветер это поток воздуха который движется относительно земли в котором летит купол? или нет?

Если по какой-либо причине его скорость в воздушном потоке становится меньше, чем ему надо, то он ее наберет сам без вашего спроса.

если мне надо чтобы он летел медленнее относительно воздушного потока я делаю так чтобы, он летел медленнее, если мне надо чтобы он остановился относительно воздушного потока - он останавливается. это называется управлять куполом :-)

3. Подъемная сила крыла пропорциональна квадрату скорости т.е. при увеличении скорости в два раза, подъемная сила возрастает в четыре.

можно ссылку на источник инфы. физику в школе учил, но такого не помню просто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

roma

там ремарка была про опытных пилотов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

sergant

понаблюдайте на досуге за флигелем

А это, собсно, зачем? :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Skeptik

Я вот тоже напрягся: зачем?! Да и флигеля у меня нет, только летняя кухня :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

sergant

тогда я вообще перестаю что-то понимать. это инструкция как объяснить чайнику что ему нечего делать в ветер в воздухе?

но как ни крути из твоих выкладок выходит что чем сильнее ветер тем больше подъёмная сила? или я не туда читаю? и как следствие ilyasp2006

Единственный плюс - подушку можно не делать

так же думал один мой знакомый. мы весь день сидели ждали погоду. ветер был 15 с порывами. к вечеру часам к 19,20 местного дождались. прыгнули. у него перелом ноги :-( почему? потому что "подушку можно не делать". так что с этим высказыванием я бы поосторожней всё-таки...

пс.ты сам просил критику.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. присутствует некая путаница в цифрах. -125% могло бы и насторожить. ;)

ошибка в том, что в одном случае ты за 100%ю отметку берешь меньшую цифру, а во втором - большую. на самом же деле при сложении 20 и 10 цифры будут отличаться в 1.5 раза а при вычитании - в 2.

2. та же фигня у самолетов. посадка в сильном встречном ветре стрем тем, что если порыв взезапно ослабнет, то самолет, в силу инерции, окажется летящим с меньшей скоростью относительно воздуха, и запросто может навернуться. поэтому есть такая формула для быстрого пересчета (во время посадки с калькулятором возится некогда):

если скорость встречной составляющей ветра больше 1/10й посадочной скорости самолета, то посадочную скорость надо увеличить на половину скорости ветра.

пример:

посадочная на цессне 172 = 62 узла

встречная составляющая ветра = 8 узлов

8>6.2 т.е. надо увеличивать на 8/2

итого посадочная должна быть 62+4 = 66 узлов

при этом скорость относительно земли 66-8=58 все равно будет меньше чем при посадке в штиль.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Skeptik

Я вот тоже напрягся: зачем?! Да и флигеля у меня нет, только летняя кухня :D

ты, наверное, хотел сказать кухнюгер? :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошо, прикалываться так прикалываться.

Суть опуса в том, чтобы попытаться в доступной форме объяснить чайнику почему в сильный ветер стоит оставаться на земле...

ilyasp2006

Что по мне, то сильным считаю ветер, который (или порывы которого) составляют больше 80% от собственной скорости купола.

Так ты меряешь ветер (средний) или его порывы?

Я писал о том, что ветер без порывов не бывает. И порывы эти легко достигают 70% среднего в нормальный погодных условиях (не буря).

roma

каким образом парашют который не имеет понятия о ветре, за счёт ветра увеличивает свою скорость? ведь ветер это поток воздуха который движется относительно земли в котором летит купол? или нет?

Изменение скорости (или порыв) происходит за малый промежуток времени, в то время как тело (парашютист и купол) продолжает пытаться лететь равномерно и прямолинейно... А скорость эта и/или направление относительно потока уже не те.

Skeptik

А это, собсно, зачем?

Если веришь, что направление постоянно меняется, то незачем :)roma

roma

тогда я вообще перестаю что-то понимать. это инструкция как объяснить чайнику что ему нечего делать в ветер в воздухе?

Да!!!

но как ни крути из твоих выкладок выходит что чем сильнее ветер тем больше подъёмная сила? или я не туда читаю?

Не туда читаешь.

Чем сильнее ветер, тем не больше подъемная сила, но больше кратковременные ее изменения как в ту, так и в другую сторону.

см. пп 2бв, купол теряет на какой-то момент скорость относительно потока. Что он делает? Ныряет! Это как сделать на высоте подушку и отдать клеванты. А теперь прикинь, что будет если ты поймаешь это на высоте в 5-7 метров?

Другой случай пп 1бв. Ты почти на земле, почти завершил подушку, а тут порывом тебя подбрасывает на 2-3 метра...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

соло

1. присутствует некая путаница в цифрах. -125% могло бы и насторожить. wink.gif

Не только насторожить, но и напугать :)

минус на прямоугольниках мало вероятен, но согласись, что ноль это полное отсутствие купола со всеми вытекающими последствиями...

ошибка в том, что в одном случае ты за 100%ю отметку берешь меньшую цифру, а во втором - большую. на самом же деле при сложении 20 и 10 цифры будут отличаться в 1.5 раза а при вычитании - в 2.

Здесь как раз нет никакой ошибки, считаем скорость относительно потока, а не земли...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Не только насторожить, но и напугать :)

минус на прямоугольниках мало вероятен, но согласись, что ноль это полное отсутствие купола со всеми вытекающими последствиями...

треуголньник будет выпит

будь он параллелепипед, будь он круг, едрена вошь... :)

на самом деле - круг, прямоугольник - какая разница? проблема не в физике, а арифметике.

Здесь как раз нет никакой ошибки, считаем скорость относительно потока, а не земли...

а кто говорил о "земле"?

ситуевина1: летим 20mph. врубаемся во встречный порыв 10mph. на короткое время скорость относительно воздуха становится 30mph. т.е. в 1.5 раза больше. значит подъемная сила увеличивается в 2.25 раза, или, как ты правильно написал, на 125%

ситуевина2: летим 20mph, внезапно встречный ветер ослабевает на 10mph. на короткое время скорость относительно воздуха становится 10mph. т.е. уменьшается 2 раза. соответственно подъемная сила уменьшается в 4 раза, или на 75% (а не 125) ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а кто говорил о "земле"?

ситуевина1: летим 20mph. врубаемся во встречный порыв 10mph. на короткое время скорость относительно воздуха становится 30mph. т.е. в 1.5 раза больше. значит подъемная сила увеличивается в 2.25 раза, или, как ты правильно написал, на 125%

ситуевина2: летим 20mph, внезапно встречный ветер ослабевает на 10mph. на короткое время скорость относительно воздуха становится 10mph. т.е. уменьшается 2 раза. соответственно подъемная сила уменьшается в 4 раза, или на 75% (а не 125) ;)

Виноват, твоя правда :)

Но суть прикладывания об землю от этого не меняется...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

sergant

Да!!!

вот с этого и надо было начинать :-)

но так вопросов не меньше а только больше...

это всё применительно к "чайниковским" парашютам? у тебя там написано переходные... квадраты чуть круглые с загрузкой ну скажем до 1.2? по пунктам 2 вопросы. тут выходит что во скока бы раз подъёмная сила не уменьшалась там чё-то остаётся (это тебе не подушку сделать и клеванты убрать :-) тута по другому чуток будет). потом есть ещё "парашютирующая" состовляющая: мелочь но полезно.

Но суть прикладывания об землю от этого не меняется...

на самом деле меняется :-) от свободного падения до одной четвёртой от (условной единицы - незнаю как назвать)

потом время. оч. важный фактор. вот ты говоришь парашют сам наберёт скорость относительно потока (теперь я осмыслил это понял) за скока времени? или вот

но больше кратковременные ее изменения как в ту, так и в другую сторону.
на скока кратковременные?

за скока времени после порыва купол вернётся в рабочее состояние?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

roma

1. Время на подушку в турбуленции зараннее предсказать нельзя, слишком много переменных.

2. да, меняется... Но, ударишься с силой как падение с 3-х вместо 4-х или с десяти вместо 12-ти, результат изменится не сильно...

3. Кратновременные настолько, насколько ты не успеешь среагировать...

На самом деле здесь полно вариаций на тему повезет - не повезет...

Вполне возможно, что ты или твои друзья будете вполне успешно приземляться в течении того времени, пока не набран достаточный опыт, но это лоттерея...

Мне повезло, что я получил свой урок(и) не поломавшись...

за скока времени после порыва купол вернётся в рабочее состояние?

За столько сколько ему потребуется распрямиться и набрать скорость (пробуйте на высоте выше "высоты принятия решения"), иными словами непредсказуемо. И по-этому лучше остаться на земле и не играть в лотерею...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

резюме: в целом очень страшно. можно смело идти пугать чайников :-)

коротко о себе: хочу хоть раз по-человечески прыгнуть в ветер с порывами (а то всё лажа какая-то получается) зачем? попробовать. готов ли я поставить на это пропуск сезона? готов. пропуск всех последующих сезонов? жизнь? х.з. неохото :-) "...я всё же верю что мне повезёт" (с) одного умершего человека :-) ну а потом буду также вместе с тобой доказывать всем чайникам что в ветер надо сидеть на земле :-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

roma

Удачи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

sergant

Подъемная сила крыла пропорциональна квадрату скорости т.е. при увеличении скорости в два раза, подъемная сила возрастает в четыре.

Это верно. Но - скорость ветра меняется не мгновенно, всегда есть некоторый градиент скорости ветра. Фактически, это происходит не намного быстрее, чем набирает и теряет скорость купол. Поэтому изменения подъемной силы на десятки и сотни процентов не происходит, всё гораздо скромнее.

Суть опуса в том, чтобы попытаться в доступной форме объяснить чайнику почему в сильный ветер стоит оставаться на земле...

ИМХО, главная опасность пилотирования переходников и студентов в сильный ветер имеет психологическую природу - поскольку летит аппарат относительно ветра, а в качестве ориентира используется земля.

Edit: флигель заменен на флюгер

А фигель всегда указывает на отсутствие денег :)

Соло

та же фигня у самолетов. посадка в сильном встречном ветре стрем тем, что если порыв взезапно ослабнет, то самолет, в силу инерции, окажется летящим с меньшей скоростью относительно воздуха, и запросто может навернуться.

Загрузка даже цесны несравнима с загрузкой парашюта (для 172 цесны - до 13!). Кривая зависимости вертикальной скорости от горизонтальной для парашюта гораздо более пологая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Veis

Иными словами, "чайники", ветер фигня, тока берите купол поменьше (пошустрее)...

Ага? Ты это хотел сказать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

sergant

roma

Удачи!

спасибо!

Иными словами, "чайники", ветер фигня, тока берите купол поменьше (пошустрее)...

Ага? Ты это хотел сказать?

ну хорошо... поставим вопрос по другому. когда и кому можно прыгать в сильный ветер? составить таблицу загрузок/опыта/силы ветра :-)

а ещё бывает так взлетаешь ветра нет а приземляешься есть. так или иначе нужны не "пугалки" а допустим инструкции поведения при сильном ветре...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Sergant

Иными словами, "чайники", ветер фигня, тока берите купол поменьше (пошустрее)... Ага? Ты это хотел сказать?

Я знал, что ты это скажешь :)

В своих записях за 2004 нашел. Ветер резко усилился, когда борт был на высоте, было принято решение сажать самолет (Л-410) порожняком. Реально было трудно удерживать камеру, сдувало. Выкладываю небольшой кусочек, приземления маленького кобальта и косонервюрника (первые из взлета). Остальное слишком страшно - там были и тандемы :)

http://www.4shared.com/file/11210596/75e5dd73/wind.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2 Veis

да я и не собирался сравнивать самолет с парашютом. это просто пример решения сходных проблем в смежной области.

порывистый ветер - подыми скорость, создай запас. разве для парашюта это не верно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это верно. Но - скорость ветра меняется не мгновенно, всегда есть некоторый градиент скорости ветра. Фактически, это происходит не намного быстрее, чем набирает и теряет скорость купол. Поэтому изменения подъемной силы на десятки и сотни процентов не происходит, всё гораздо скромнее.

Я сталкивался с тем как ветер с 16 mph упал до нуля... мгновенно.

С пяти метров рухнул камнем. Если бы это произошло выше, то успел бы вернуть купол наверх, если бы ниже, то падать не так высоко.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

sergant

С пяти метров рухнул камнем.

можно ли было этого избежать? и как? тут вот запас скорости предлагают...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...