Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
lexa

Объяснение отказа Элемента на испытаниях

Recommended Posts

Итак ? короткая предистория: во время испытаний системы срабатывания запасной парашютной системы ранца Спирит Элемент страхующим прибором Cypres произошел отказ, из-за недопустимой задержки с выходом вытяжного парашюта из-за нераскрытия клапанов запасного парашюта. К страхующему прибору претензий не предъявлялось. Проблема в функционировании системы раскрытия.

На мой взгляд, причина данного отказа, а точнее ? его не нахождения ранее, комплексная, то есть, именно стечение большого ряда обстоятельств могло привести к его появлению, при успешном прохождении всех предыдущих тестов.

Разберем детально схему зачековки запасного парашюта, примененную в данной парашютной системе. Запасной парашют зачековывается в следующей последовательности: верхний трамплин (с установленным на нем пиропатроном Cypres), вытяжной парашют, боковые клапана, верхний клапан, нижний клапан. Схема ненова, ее варианты можно увидеть на ранцах Atom Legend, Icon, Status. Основным отличием является использованием в Элементе верхнего трамплина, а не нижнего либо их обоих, в остальных.

К чему это приводит: во время затяжки ранца трамплин, а также сам укладчик, использующий обычную схему зачековки, «выжимает» материал запасного парашюта в направлении нижней стенки контейнера. Из-за этого объем контейнера от петли до нижней стенки оказывается заполненным больше, чем рассчитывалось при проектировании. Из-за этого боковые клапана, вынужденные покрывать этот нерасчетный объем, становятся «короче», и «точка схода» (место, где они сходятся вместе при зачековке) смещается вниз на некоторое количество см, зависящее от того, насколько «непроэктно» увеличился объем нижней части контейнера. Получается первый излом петли, вынужденной поворачивать от своего геометрического места в получающееся. Далее, мы накладываем верхний клапан, но так как точка зачековки уже сместилась вниз, вынуждены петлю «дотягивать» уже вверх. Получаем второй излом. А теперь мы берем нижний клапан, накрываем им еще больше увеличившуюся после зачековки боковых клапанов выпуклость, (из-за чего он опять становиться в определенном смысле короче), и втягиваем петлю теперь к нему. Третий излом петли. После этого мы зачековываем шпильку и, вставляя ее в кармашек на нижнем клапане, жестко фиксируем.

При выдергивании кольца запасного парашюта все функционирует как часы ? клапана ничего не держит, чтобы раскрыться, медуза запасного парашюта должна сбросить клапана с петли, так как ничего этому не мешает ? все работает. Теперь предположим сработку Cypres.

В этом случае у нас получается следующая ситуация ? у нас остался кусок петли длинной в 30 милиметров, который последовательно проходит через три значительных излома. И с некоторой (довольно значительной) силой там тормозится. На эту особенность конструкции я указывал производителю, но успешное прохождение первоначальных тестов не давало поводов для беспокойства. Это первая причина.

Второй значительной причиной являлось сама процедура зачековки верхнего и нижнего клапана, а точнее ? фиксация шпильки в маленьком и узком кармашке на нижнем клапане. В случае расчековки петли кольцом клапана движутся, не мешая друг другу. Медуза выпрыгивает. Теперь предположим сработку Cypres. Мы имеем шпильку, оставшуюся на месте, более или менее плотно прижатую к своему месту куском петли, оставшимся после перерезания. Для того, чтобы клапана разошлись, нижний клапан должен отбросить шпильку, которая прижата к нему в двух местах ? кармашком на нижнем клапане и самой петлей. До определенного момента (до достижения некоторого критического усилия на обрезанном конце петли) клапан еще мог отброситься, после это момента ? уже нет.

На ситуацию в целом влияет ? плотность и аккуратность укладки, правильное размещение парашюта в контейнере, нагрузка на петлю, длина петли, длина верхнего и нижнего клапанов после люверса (плечи рычагов, работающих друг против друга). Изменение любого из параметров влияет на развитие событий при срабатывании, вот почему проблема раньше не фиксировалась.

Как вариант быстрого решения проблемы производитель предложил, во первых, перенести патрон прибора на боковой клапан (то есть, уменьшить длину петли, остающуюся при сработке) и изменить порядок зачековки (убрать ситуацию с пересекающимися клапанами).

После дополнительных тестов стало понятно, что основное влияние на проблему имеет именно ситуация с самоблокирующимися клапанами, поэтому уже изменение порядка зачековки решает проблему с отказом. Наземные испытания подтверждают это, для того, чтобы выпустить откорректированную версию бюллетеня и набор рекомендаций по доработке, производитель ожидает приезда нового Сайперса, взамен погибшего

P.S. Все нижепреведенное ? мои личные взгляды на данную проблему, правда, с большинством из них производитель согласился, для облегчения укладки, на новых ранцах Элемент будет изменено место установки люверсов на боковых клапанах, а также уменьшены длины верхнего и нижнего клапанов (уменьшены плечи рычагов).

P.P.S. В приложенных рисунках - схематическое описание ситуации и решения проблемы...

post-5-1101972307.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...