Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
lexa

FAQ по планерным полетам

Recommended Posts

В связи с моим "перекрещиванием" регулярно задают вопросы, как оно - летать на планерах.

Даю ответы на наиболее стандартные вопросы.

Коротко о себе: 500+ часов на самолетах и планерах, летчик-инструктор-планерист-буксировщик, Мастер Спорта Украины, зам.начальника Ровенского АСК.

Итак:

1. Что такое планер?

Летательный аппарат тяжелее воздуха, держащийся в воздухе за счет аэродинамических сил. Грубо говоря - самолет, но без мотора, только такой гладенький и аэродинамичненький. (Впрочем, сейчас существует и довольно много мото-планеров). Характерным критерием планера является его аэродинамическое качество - расстояние по горизонтали, которое планер может пролететь после подьема на какую-то высоту. Для учебного чешского планера, на котором в основном учатся пилоты в экс-СССР Л-13 Бланик качество составляет 28-25. То есть с одного километра высоты на планере пролетишь 28-25 км расстояния (без ветра). Современные спортивные планера имеют качество 45-55.

2. То есть планер - это тебя подняли вверх, и ты потом планируешь куда сможешь? В чем прикол?

Можно, конечно, и так. Но, в основном, идея планерных полетов - это планирование между восходящими потоками воздуха. Потоки бывают термическими (подьем нагретого воздуха вверх) и динамическими (подьем воздуха при обтекании препятствий). Украина (впрочем как и Россия равнинные страны, поэтому летаем мы по термикам). То есть набрали в потоке 2 км, слили километр высоты, пролетев 25 км, стали в следующий поток на высоте 1000м, набрали высоту 2000 м, перешли к следующему потому и так пока не надоест. Стандартная дистанция проходимая на бланике без особого напряга 200 км замкнутого треугольного маршрута (то есть взлетели на одном аэродроме, туда и вернулись). Для "белой матчасти" (спортивных пластиковых планеров) эта дистанция 300-500 км. Рекорд в Украине 1100 км.

3. А как первоначально вверх поднятся?

Вот тут нужен собственно самолет-буксировщик, лебедка, или двигатель на самом (мото)планере. в 99% случаев у нас в клубах используется буксировка. Полет на буксире - одно из самых неприятных частей полета, а так как связано с самолетами - то и связанное с различными ограничениями государства, на тему использования воздушного пространства и т.д. То есть это хоть и безмоторная, но авиация. Малехо гемороя есть (ВЛК и т.д.)

4. А что будет если ветер кончится (с)

Ничего. Планер от ветра напрямую не зависит (ну только в разрезе уменьшения\увеличения путевой скорости).

5. А что будет если не будет восходящего потока.

Тогда ты его ищещь. Если не находишь - выполняешь посадку на подобранную с воздуха площадку. Планерные полеты (на необорудованных моторами планерах) без полетов на площадки невозможны. То есть этим навыком обязательно овладеете, и много раз его потренируете с инструктором, прежде чем вам придется делать это самостоятельно. Планер без особых проблем может сесть на любое относительно ровное поле длиной 100-150. Учитывая равнинный характер наших стран - найти такое поле обычно не проблема. Дальше либо за тобой прилетает самолет и тащит на аэродром, либо приезжает телега, планер разбирается (он специально сделан легкоразборным)

и ведется на аэродром.

6. Все, я хочу научится, че надо?

Приехать на любой аэродром, где практикуют полеты на планерах, и радостно сообщить о своем желании. С вами слетают ознакомительный полет для проверки пригодности к летному обучении, ознакомят с теорией и расскажут что делать дальше. Вы ознакомитесь со страшным словом КУЛП (Курс учебно-летной подготовки), по которому производится обучение. Ключевое назначение этого курса - из колхозника имеющего 2 ноги и 2 руки с помощью такого же колхозника, но на год старше, сделать летчика. Говоря по другому - по КУЛПу летать научат даже обезьяну. Обучение состоит из полетов "в зону" - на высоту, где вы отрабатываете управление планером, и из полетов "по кругу" - где вы учитесь строить заход на посадку и приземляться, не поломав дорогую матчасть. За это время вы проходите ВЛК, и после прохождения первоначальной программы обучения-вылетаете самостоятельно. То есть сами героически взлетаете на буксире, поднимаетесь на высоту 300 метров, отцепляетесь, выполняете полет по кругу и посадку. Дальше вы начинаете учится парить (летать в потоках), и это опять учеба.

7. Сколько это занимает времени (с)

А сколько занимает курс АФФ? Зависит от 124 причин, ключевые - регулярность занятий. Теоретически можно вылететь самостоятельно через неделю полетов на сборах. А можно дрочить программу первоначального обучения несколько лет, с огромными перерывами и удивляясь почему я не особо продвигаюсь. Если есть возможность - вырвитесь на сборы на неделю. Это сьекономит вам как минимум процентов 20 обучения.

8. Скока это стоит.

Программа первоначального обучения стоит 1-2 денег. Зависит от всего вышеописанного. После первоначального обучения стоимость полетов начинает значительно снижаться. Обычные ставки составляют около 5$ минута буксировки (нужно будет минут 5-6) и 10$ час аренда планера (3 часа тарифицируется). То есть обычный летный день стоит 60 долларов. После такого дня ты закатываешь планер, швартуешь, убираешь пару пива и лежишь остаток дня без задних ног.

9. Я хочу научится чтобы стать летчиком коммерческой авиации и зарабатывать толпы бабла.

Планерные полеты для этого НЕ необходимы. Но - качество пилотирования летчика планериста в бесконечно раз лучше такого же по опыту самолетчика. У нас весь полет - сплошной "особый случай", и приходится как-то крутится чтобы "лететь впереди самолета".

Иногда это определяет разницу между тихим и аккуратным полетом или кучей мяса:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%...%BC%D0%BB%D0%B8

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%...%B7%D0%BE%D0%BD

и это только на вскидку.

Где можно полетать в Украине:

Ровенский Аэроклуб - http://www.rask.rv.ua/

Киевский Аэроклуб Бузовая - http://gliding.com.ua/

Винницкий Аэроклуб - http://sla.kiev.ua/fields/item/aerodrom-sutiski-vinnica.html

Полеты в каждом из клубов имеют существенные особенности, достойные отдельного описания.

Как то так. Если есть вопросы - пишите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всех на планеры тянет, приличный процент парапланеристов пересаживается на планер.. Леха, ты с Игорем Волковым знаком? :)

а на планерах низя отменить ВЛК? есть планеры легче 115 кг, вроде на них ВЛЭК не надо?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Всех на планеры тянет, приличный процент парапланеристов пересаживается на планер.. Леха, ты с Игорем Волковым знаком?

только по интернету.

это нормальная эволюция. Парапланерист целый день карячится и летит 50 км треугольник - это если вообще сможет.

На планере ветер в общем пофиг, у меня на соревнованиях как-то балалайка показала 60 км\ч встречного. ну и ниче- пролетели...

то есть планер-это когда хочется уже по взрослому летать, а не круги вокруг лебедки накручивать...

а на планерах низя отменить ВЛК? есть планеры легче 115 кг, вроде на них ВЛЭК не надо?

это надо в ваших ФАПах смотреть, есть там такое или нет.

Но в принципе у нас планеристы проходя по второму классу. Т.е. главное чтобы количество рук и ног было четным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а сам ты летал на параплане маршруты?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Маршруты не летал. Но у нас недалеко ребята с лебедки летают, так что пересекаемся иногда ну и слышим друг-друга.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

я летал маршруты на параплане, хотя и не сильно большие. так вот, параплан это самостоятельный самодостаточный кайф, хотя согласен что планер как ЛА выше на 10 порядков :) я желал бы полетать на планере!

и парапланерный опыт помогает в освоении обработки потоков на планере, хотя конечно не является необходимым...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
и парапланерный опыт помогает в освоении обработки потоков на планере

скорости, размеры потоков и расстояния между ними - совсем совсем разные...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

что-то такое ты псевдоумное, как обычно, изрек, я аж подвис.

ЛА разные, а небо одно и то же, термики растут такие же и там же, обработка их просто немного другая, и диапазон летной погоды другой

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Параплан можно запихать в рюкзак и доехать до горы даже на велосипеде. А вот планер требует уже целой инфраструктуры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Параплан можно запихать в рюкзак и доехать до горы даже на велосипеде. А вот планер требует уже целой инфраструктуры.

Генералиссимус, не меньше... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

на велике я пробовал возить параплан, крайне неудобно, мотает..

давайте не надо срач тут устраивать что лучше, параплан или планер. Слишком разные весовые категории у аппаратов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На это лето планирую запланерить мешком, может дадут порулить.

Техника местных планеристов:

b7vJ8E9mOZ0.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а чо это у них за буксировщик?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Grisha, похож на Як-12.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Як-12\ПЗЛ 101 походу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ага

а то по запросу "вильга" в гуглокартинках - каждая пятая это просто какой-то крэш :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, это Як-12, не помню какого года выпуска, то-ли 57 то-ли 63 :)) Мы даже прыгали с него, дверь снимали. 1 пилот + 3 парашютиста, лезет неохотно, отделялись на 1200 примерно.

возвращаясь к планерам - по моему более интеллектуальных полётом сложно придумать, как надумаешь туда в конце концов и сядешь. Вот это "впереди планера" думать, оно очень близко парашютистам как мне кажется по духу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а мне вот как-то планер не вставляет. я регулярно таскаю их буксировщиком, несколько раз летал на самом планере. не мое.

параплан же наоборот - летал бы и летал...

может не дорос пока...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
параплан же наоборот - летал бы и летал...

Так у вас горы, может поэтому...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про планеры все забыли...

Алексей, а у нас в окресностях есть лебедка или везде только буксировщиком затягивают?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В украине (как и в россии) лебедка для планеров не применяется.

Старые лебедки жрут ресурс планера, а новые стоят больше чем самолет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Игорь Волков вроде планерную лебедку в Подмосковье запустил...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

может не совсем в тему,но вопрос - а без фонаря на бланике полетать можно? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
может не совсем в тему,но вопрос - а без фонаря на бланике полетать можно? :)

Можно, так с него и прыгают ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос был про ровенский аэродром. то, что в принципе это возможно - я знаю, а можно ли именно там такое сделать? в смысле - разрешается ли?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...