lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 10 л В связи с моим "перекрещиванием" регулярно задают вопросы, как оно - летать на планерах. Даю ответы на наиболее стандартные вопросы. Коротко о себе: 500+ часов на самолетах и планерах, летчик-инструктор-планерист-буксировщик, Мастер Спорта Украины, зам.начальника Ровенского АСК. Итак: 1. Что такое планер? Летательный аппарат тяжелее воздуха, держащийся в воздухе за счет аэродинамических сил. Грубо говоря - самолет, но без мотора, только такой гладенький и аэродинамичненький. (Впрочем, сейчас существует и довольно много мото-планеров). Характерным критерием планера является его аэродинамическое качество - расстояние по горизонтали, которое планер может пролететь после подьема на какую-то высоту. Для учебного чешского планера, на котором в основном учатся пилоты в экс-СССР Л-13 Бланик качество составляет 28-25. То есть с одного километра высоты на планере пролетишь 28-25 км расстояния (без ветра). Современные спортивные планера имеют качество 45-55. 2. То есть планер - это тебя подняли вверх, и ты потом планируешь куда сможешь? В чем прикол? Можно, конечно, и так. Но, в основном, идея планерных полетов - это планирование между восходящими потоками воздуха. Потоки бывают термическими (подьем нагретого воздуха вверх) и динамическими (подьем воздуха при обтекании препятствий). Украина (впрочем как и Россия равнинные страны, поэтому летаем мы по термикам). То есть набрали в потоке 2 км, слили километр высоты, пролетев 25 км, стали в следующий поток на высоте 1000м, набрали высоту 2000 м, перешли к следующему потому и так пока не надоест. Стандартная дистанция проходимая на бланике без особого напряга 200 км замкнутого треугольного маршрута (то есть взлетели на одном аэродроме, туда и вернулись). Для "белой матчасти" (спортивных пластиковых планеров) эта дистанция 300-500 км. Рекорд в Украине 1100 км. 3. А как первоначально вверх поднятся? Вот тут нужен собственно самолет-буксировщик, лебедка, или двигатель на самом (мото)планере. в 99% случаев у нас в клубах используется буксировка. Полет на буксире - одно из самых неприятных частей полета, а так как связано с самолетами - то и связанное с различными ограничениями государства, на тему использования воздушного пространства и т.д. То есть это хоть и безмоторная, но авиация. Малехо гемороя есть (ВЛК и т.д.) 4. А что будет если ветер кончится (с) Ничего. Планер от ветра напрямую не зависит (ну только в разрезе уменьшения\увеличения путевой скорости). 5. А что будет если не будет восходящего потока. Тогда ты его ищещь. Если не находишь - выполняешь посадку на подобранную с воздуха площадку. Планерные полеты (на необорудованных моторами планерах) без полетов на площадки невозможны. То есть этим навыком обязательно овладеете, и много раз его потренируете с инструктором, прежде чем вам придется делать это самостоятельно. Планер без особых проблем может сесть на любое относительно ровное поле длиной 100-150. Учитывая равнинный характер наших стран - найти такое поле обычно не проблема. Дальше либо за тобой прилетает самолет и тащит на аэродром, либо приезжает телега, планер разбирается (он специально сделан легкоразборным) и ведется на аэродром. 6. Все, я хочу научится, че надо? Приехать на любой аэродром, где практикуют полеты на планерах, и радостно сообщить о своем желании. С вами слетают ознакомительный полет для проверки пригодности к летному обучении, ознакомят с теорией и расскажут что делать дальше. Вы ознакомитесь со страшным словом КУЛП (Курс учебно-летной подготовки), по которому производится обучение. Ключевое назначение этого курса - из колхозника имеющего 2 ноги и 2 руки с помощью такого же колхозника, но на год старше, сделать летчика. Говоря по другому - по КУЛПу летать научат даже обезьяну. Обучение состоит из полетов "в зону" - на высоту, где вы отрабатываете управление планером, и из полетов "по кругу" - где вы учитесь строить заход на посадку и приземляться, не поломав дорогую матчасть. За это время вы проходите ВЛК, и после прохождения первоначальной программы обучения-вылетаете самостоятельно. То есть сами героически взлетаете на буксире, поднимаетесь на высоту 300 метров, отцепляетесь, выполняете полет по кругу и посадку. Дальше вы начинаете учится парить (летать в потоках), и это опять учеба. 7. Сколько это занимает времени (с) А сколько занимает курс АФФ? Зависит от 124 причин, ключевые - регулярность занятий. Теоретически можно вылететь самостоятельно через неделю полетов на сборах. А можно дрочить программу первоначального обучения несколько лет, с огромными перерывами и удивляясь почему я не особо продвигаюсь. Если есть возможность - вырвитесь на сборы на неделю. Это сьекономит вам как минимум процентов 20 обучения. 8. Скока это стоит. Программа первоначального обучения стоит 1-2 денег. Зависит от всего вышеописанного. После первоначального обучения стоимость полетов начинает значительно снижаться. Обычные ставки составляют около 5$ минута буксировки (нужно будет минут 5-6) и 10$ час аренда планера (3 часа тарифицируется). То есть обычный летный день стоит 60 долларов. После такого дня ты закатываешь планер, швартуешь, убираешь пару пива и лежишь остаток дня без задних ног. 9. Я хочу научится чтобы стать летчиком коммерческой авиации и зарабатывать толпы бабла. Планерные полеты для этого НЕ необходимы. Но - качество пилотирования летчика планериста в бесконечно раз лучше такого же по опыту самолетчика. У нас весь полет - сплошной "особый случай", и приходится как-то крутится чтобы "лететь впереди самолета". Иногда это определяет разницу между тихим и аккуратным полетом или кучей мяса: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%...%BC%D0%BB%D0%B8 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%...%B7%D0%BE%D0%BD и это только на вскидку. Где можно полетать в Украине: Ровенский Аэроклуб - http://www.rask.rv.ua/ Киевский Аэроклуб Бузовая - http://gliding.com.ua/ Винницкий Аэроклуб - http://sla.kiev.ua/fields/item/aerodrom-sutiski-vinnica.html Полеты в каждом из клубов имеют существенные особенности, достойные отдельного описания. Как то так. Если есть вопросы - пишите. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Антон Шашурин 1 Жалоба Опубликовано: 10 л Всех на планеры тянет, приличный процент парапланеристов пересаживается на планер.. Леха, ты с Игорем Волковым знаком? а на планерах низя отменить ВЛК? есть планеры легче 115 кг, вроде на них ВЛЭК не надо? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 10 л Всех на планеры тянет, приличный процент парапланеристов пересаживается на планер.. Леха, ты с Игорем Волковым знаком? только по интернету. это нормальная эволюция. Парапланерист целый день карячится и летит 50 км треугольник - это если вообще сможет. На планере ветер в общем пофиг, у меня на соревнованиях как-то балалайка показала 60 км\ч встречного. ну и ниче- пролетели... то есть планер-это когда хочется уже по взрослому летать, а не круги вокруг лебедки накручивать... а на планерах низя отменить ВЛК? есть планеры легче 115 кг, вроде на них ВЛЭК не надо? это надо в ваших ФАПах смотреть, есть там такое или нет. Но в принципе у нас планеристы проходя по второму классу. Т.е. главное чтобы количество рук и ног было четным. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Антон Шашурин 1 Жалоба Опубликовано: 10 л а сам ты летал на параплане маршруты? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 10 л Маршруты не летал. Но у нас недалеко ребята с лебедки летают, так что пересекаемся иногда ну и слышим друг-друга. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Антон Шашурин 1 Жалоба Опубликовано: 10 л я летал маршруты на параплане, хотя и не сильно большие. так вот, параплан это самостоятельный самодостаточный кайф, хотя согласен что планер как ЛА выше на 10 порядков я желал бы полетать на планере! и парапланерный опыт помогает в освоении обработки потоков на планере, хотя конечно не является необходимым... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Alkinoy 56 Жалоба Опубликовано: 10 л и парапланерный опыт помогает в освоении обработки потоков на планере скорости, размеры потоков и расстояния между ними - совсем совсем разные... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Антон Шашурин 1 Жалоба Опубликовано: 10 л что-то такое ты псевдоумное, как обычно, изрек, я аж подвис. ЛА разные, а небо одно и то же, термики растут такие же и там же, обработка их просто немного другая, и диапазон летной погоды другой Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Orion 1786 Жалоба Опубликовано: 10 л Параплан можно запихать в рюкзак и доехать до горы даже на велосипеде. А вот планер требует уже целой инфраструктуры. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 10 л Параплан можно запихать в рюкзак и доехать до горы даже на велосипеде. А вот планер требует уже целой инфраструктуры. Генералиссимус, не меньше... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Антон Шашурин 1 Жалоба Опубликовано: 10 л на велике я пробовал возить параплан, крайне неудобно, мотает.. давайте не надо срач тут устраивать что лучше, параплан или планер. Слишком разные весовые категории у аппаратов. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Orion 1786 Жалоба Опубликовано: 10 л На это лето планирую запланерить мешком, может дадут порулить. Техника местных планеристов: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Grisha 369 Жалоба Опубликовано: 10 л а чо это у них за буксировщик? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
dobrobelko 145 Жалоба Опубликовано: 10 л Grisha, похож на Як-12. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 10 л Як-12\ПЗЛ 101 походу Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Grisha 369 Жалоба Опубликовано: 10 л ага а то по запросу "вильга" в гуглокартинках - каждая пятая это просто какой-то крэш Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Orion 1786 Жалоба Опубликовано: 10 л Да, это Як-12, не помню какого года выпуска, то-ли 57 то-ли 63 ) Мы даже прыгали с него, дверь снимали. 1 пилот + 3 парашютиста, лезет неохотно, отделялись на 1200 примерно. возвращаясь к планерам - по моему более интеллектуальных полётом сложно придумать, как надумаешь туда в конце концов и сядешь. Вот это "впереди планера" думать, оно очень близко парашютистам как мне кажется по духу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
соло 75 Жалоба Опубликовано: 10 л а мне вот как-то планер не вставляет. я регулярно таскаю их буксировщиком, несколько раз летал на самом планере. не мое. параплан же наоборот - летал бы и летал... может не дорос пока... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 10 л параплан же наоборот - летал бы и летал... Так у вас горы, может поэтому... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Alkinoy 56 Жалоба Опубликовано: 10 л Про планеры все забыли... Алексей, а у нас в окресностях есть лебедка или везде только буксировщиком затягивают? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexa 1227 Жалоба Опубликовано: 10 л В украине (как и в россии) лебедка для планеров не применяется. Старые лебедки жрут ресурс планера, а новые стоят больше чем самолет. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Антон Шашурин 1 Жалоба Опубликовано: 10 л Игорь Волков вроде планерную лебедку в Подмосковье запустил... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Alkinoy 56 Жалоба Опубликовано: 10 л может не совсем в тему,но вопрос - а без фонаря на бланике полетать можно? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
RED@KTOR 1513 Жалоба Опубликовано: 10 л может не совсем в тему,но вопрос - а без фонаря на бланике полетать можно? Можно, так с него и прыгают Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Alkinoy 56 Жалоба Опубликовано: 10 л Вопрос был про ровенский аэродром. то, что в принципе это возможно - я знаю, а можно ли именно там такое сделать? в смысле - разрешается ли? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах