Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
Юра Бейс

Эффект ИКЕА, или как не быть предвзятым в своих творениях

Recommended Posts

Любопытные статейки:

http://www.npr.org/2013/02/06/171177695/wh...-if-its-crooked (англ.)

http://lifehacker.com/5982630/beware-of-th...-your-own-ideas (англ.)

http://www.management.com.ua/qm/qm158.html (рус.)

Так как я иногда пишу программы не по заказу, не по спеку, а "сам по себе" - т.е. как реализация некой идеи - то в связи с этими статьями, а также с частым рванием волос на голове и прочих частях тела, пользуясь чужими программами и не понимая, как можно было наваять такую феерическую ху!~!ню, хотелось бы узнать мнение коллег-программеров, а может быть, и представителей других творческих профессий.

Отдаете ли вы себе отчет и предпринимаете какие-либо шаги, чтобы в ваших творениях не проявился эффект ИКЕА (т.е. вы криво собрали из икеевских частей стол, а он кажется вам верхом совершенства)?

Дело в том, что когда долго занимаешься каким-нибудь таким DIY (Do It Yourself - "сделай сам") проектом, то выстроенные вами интерфейс, фичи, логика кажутся продуманными и что юзеры будут пользоваться ими и только улыбаться - "ну надо же, как все продумано! он и это предусмотрел!" Это потому, что вы очень медленно, постепенно "врастали" во всю эту сложность, и привыкли к ней. А на самом деле юзеры будут клясть программера и думать, что это очередная поделка индуса. :mosking:

Возьмем, к примеру, интерфейс Гугл-Карт. Я часто переключаюсь между разными видами - Карта, Спутник, и Рельеф. Если находишься в Спутнике, то переключиться непосредственно на Рельеф нельзя. WTF?%!@#%@$@ Нужно сначала переключиться на Карту. ПОЧЕМУ????? Никакого логического объяснения этому нет. А если ты на Карте, но зазумился до более мелкого масштаба, чем доступен у рельефа, то Рельеф опять недоступен. !@$@#%$^@#$^ Казалось бы, почему не оставить Рельеф доступным, кликнул - зум изменится до такого, в котором Рельеф доступен.

И так практически везде. Примеров такого софта - больше, чем гугол, 10^100.

Возникает впечатление, что создатели этого софта либо вообще не пользуются им сами, либо не любят то, что делают, либо "вросли" в него и им все кажется прекрасно. Если бы они "были как я", то они бы после первого же клока лобковых волос исправили бы этот нонсенс.

Итак, вопрос: как ВЫ боретесь с эффектом ИКЕА в своих творениях?

(Ща прибежит толпа занимательных демагогов :mosking: - не обращайте внимания)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

это твои тараканы, в любом софте можно найти то, что тебе кажет не рациональным, тот же автозум рельефа вызвал бы у меня вопросы, либо у меня руки из жопы либо смартфон летит в стену из за гавносенсора, а так всё ясно, недоступно, значит нету.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

zloj, хорошо, допустим, автозум вызвал бы вопросы. А почему из Спутника нельзя сразу переключиться на Рельеф?! В этом есть какая-то непреодолимая техническая трудность?

Почему, например, здесь можно? http://mapper.acme.com

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Юра Бейс, нет GUI - нет проблемы. У меня так :) Если серьезно, то средство борьбы простое - дать попробовать людям, мнению которых доверяешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

dobrobelko, я доверяю вашему мнению. Вот, например, эту программку я написал в 2009-м, найдите в ней какую-нибудь феерическую ху!~!ню :) (Я ее хочу в ближайшем будущем дополнить новыми возможностями.) Предмет этой программки достаточно специализированный, и за 3.5 года я получил ноль фидбека собственно по программе несмотря на сотни скачиваний. Народ ниасилил, наверно? Вот в этой теме можно почитать кое-какое обсуждение, но опять же, конкретно фидбека почти ноль.

В общем, предмет иногда может быть настолько специализирован, что если вы не большая компания, найти кого-то, на ком можно было бы его "объездить", проблематично. Нужны именно рецепты того, как "накрапывая" творение мало-помалу, день за днем, не привыкнуть к нему, а уметь поглядеть на него свежими глазами абстрактного юзера.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Юра Бейс, так если сотни скачиваний и нет возмущенных криков, может все нормально? Умение глядеть глазами юзера - имхо достаточно сложно такое выработать. Часть своего софта (моделирование работы параллельных алгоритмов в очень узкоспециализированных задачах) делал исключительно для себя, запуск только из командной строки с кучей параметров, более удобного способа использования пока не придумал. А вообще, наш CTO говорит - my mom should figure out how to use it.

По поводу софтины - фееричной хни за первые 5 минут не нашел, исправил бы пару мелочей - напрягают мерцающие тултипы, видимо постоянно перерисовываются, и pan/zoom я обычно иначе делаю, увеличенный график удобнее перетаскивать как в гугломапах, а не зумить выделенный регион.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

dobrobelko, спасибо за фидбек :)

Для графиков я использовал вот эту библиотеку - ZedGraph, так что тултипы и зум - их творение, но сорс у меня есть, посмотрю, смогу ли поправить.

Часть своего софта (моделирование работы параллельных алгоритмов в очень узкоспециализированных задачах) делал исключительно для себя, запуск только из командной строки с кучей параметров, более удобного способа использования пока не придумал.

Я тоже какое-то время писал для себя софт для моделирования с командной строкой, но потом понял, что даже для себя лучше всегда делать UI! Например, я искал методом Монте-Карло оптимальную последовательность смены режимов полета в вингсьюте при бейс-прыжке для достижения максимальной дистанции. (Весьма прелюбопытно оказалось, что можно в некоторых случаях пролетать до 10% дальше, чем просто на постоянном максимальном качестве L/D.) Я хардкодировал параметры, компилировал, запускал, смотрел результаты. Если нужно было поменять какие-то параметры, изменял в коде, и по новой. Это было неудобно, но я думал - это же временно. А теперь я смотрю на свой же код как баран на новые ворота - что там делать, непонятно, надо долго копаться. Именно тогда и родилась идея для Вингсьют Студио - сделать для себя UI, в котором бы было удобно моделировать, и втыкать новые модели в виде плагинов ("модули"). Теперь перерыв в несколько месяцев не проблема - не надо разбираться в коде, компилировать, UI дает возможность приступить к делу сразу.

Теперь в любом софте, который я пишу для себя, я в первую очередь пишу UI для всяких настроек. Это охренительно удобно и сохраняет кучу времени в будущем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Юра Бейс, ну у нас задачи видимо сильно разные. В качестве параметров я конфиги подсовываю, хардкодед данных вообще нет. Большой плюс командой строки - возможность batch run, нафигачил входных данных, и вперед, с песней. В WS скорее всего такое не пройдет, плюс необходима визуализация на лету при изменении параметров. В целом интерфейс вполне себе понятный, я бы не стал ничего менять, кроме упомянутых вещей, влияющих на юзабилити.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Курю мануалы, совершенствуюсь, если что-то пишу для себя то стараюсь использовать "последнее слово программерской мысли", для заказчика по разному - надо быстро - использую освоенные технологии, можно не быстро - опять же все самое новое и интересное. Стараюсь писать красивый и легко читаемый код.

Насчет проектирования взаимодействия есть классное чтиво "Психбольница в руках пациентов".

Про эффект ИКЕА впервые слышу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Про эффект ИКЕА впервые слышу.

По русски называется "костыли и подпорки". Когда собираешь из модулей стол, а потом, для того чтобы что-нибудь новое туда добавить приходится изобретать костыли и подпорки.

Я тоже какое-то время писал для себя софт для моделирования с командной строкой, но потом понял, что даже для себя лучше всегда делать UI! Например, я искал методом Монте-Карло оптимальную последовательность смены режимов полета в вингсьюте при бейс-прыжке для достижения

...

Теперь в любом софте, который я пишу для себя, я в первую очередь пишу UI для всяких настроек. Это охренительно удобно и сохраняет кучу времени в будущем.

Я серверную часть всегда пишу так, чтобы гуй к ней прикрутить можно было без проблем. Гуй у меня только транзакции и реквесты посылает и получает реплики и аки.

Так что серверную часть коммандлайновыми ботами отлладить нет проблем, а при желании можно гуй уже существующий прикрутить.

А с работы я вообще идею диалог-сервера стяну в скором будущем. Когда гуй будет свои компоненты у сервера запрашивать в виде хмл файлов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По русски называется "костыли и подпорки". Когда собираешь из модулей стол, а потом, для того чтобы что-нибудь новое туда добавить приходится изобретать костыли и подпорки.
ты бы прочитал что имеетцо ввиду;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ты бы прочитал что имеетцо ввиду;)

Я и прочитал.

фразу "новое добавить правильно читать, как не только добавить но и исправлять"

А то что творение кажется верхом совершенства, так это всегда, пока пользователь не придет и не обосрет все.

Для этого уат и qa придумали.

Че с ним бороться.

P.S.

Оговорюсь еще раз.

У нас в проекте под эффкетом ИКЕА понимается именно хрень когда из модулей собрал говно, которое потом никак не переделаешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ну меня частенько бывает что разработчик сделает неоптимальное решение но оно ему нравится, потому, что его.

помогает то, что до согласования с архитектором оно не попадает в репозиторий, поэтому как-бы нет "результата" - эффект чуть меньше проявляется.

а со своей стороны стараюсь сознательно свои идеи с чужими сравнивать как не свои, ну чтобы не попасть в ту же ловушку.

а костыли и подпорки это отдельная тема. и бесконечная.

а по поводу ГУИ, в некоторых областях имеет смысл делать прототип на чем-то, где минимум усилий уходит на гуи и всё такое. т.е. даже вплоть до набросать формулы в экселе чтобы понять работоспособность идеи. Потом прототип выкидывается, понятное дело. Иначе на нем будут расти костыли, гвозди 200мм и т.п.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Существует такая полезная и востребованная специальность, как системный аналитик. Ещё есть тестер. Сиситемный аналитик должен быть умным, тестер - занудным и упрямым. Недальновидные софтверные конторы на них экононмят, а зря.

Ещё есть целая наука - "requirements management". Название умное, но на самом деле просто о том, как понять что хочет заказчик, что ему на самом деле нужно, и как это донести до сознания исполнителя, чтобы он сделал именно то что нужно заказчику.

Вот тут и начинаются трудности.

Почему-то взрослые и разумные (казалось бы) люди зачастую уверенны что их окружают сплошные экстрасенсы и телепаты. Достаточно сказать: "Сделайте мне пиsдато" и тебе сразу сделают всё точно так как ты себе представлял. "Ну это же очевидно, блджад!" А вот нет. Иногда люди такого натворят, что ты даже не будешь знать как можно думать начать, чтобы такая хрень в голову пришла. И при этом будут глазами хлопать и искренне не понимать что тебе не нравится.

От области деятельности не зависит, я например в инжиниринге работаю, но по рассказам знакомых программистов например - один фиг.

Отсутствие эффективной коммуникации - пожалуй, основная проблема человечетва. В общем, единственный способ сделать что-то нормально - это иметь грамотно составленное, максимально подробное техническое задание. И чтобы оно было подписано заказчиком кровью.

И обмен информацией заказчик-исполнитель должен быть только бинарным. Да/Нет. Никаких "наверное лучше чуть-чуть вот так" или давайте вот здесь слегка допилим".

Измеряемо, однозначно, задокументировано.

А вот если заказчика как такового нет... Не знаю, наверное никак:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ДАЙ Я ТЕБЯ ОБНИМУ И ПОЦЕЛУЮ!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вот у вас трудности-то, ребята...сочувсвтую :cray:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если уж и приходится проектировать ui, то избежать эффекта икеи помогают различные UX, стайл-гайды. В коде от такого можно избавиться, благодаря грамотной постройке архитекруты, и различным best practices.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я когда в РТС работал - у нас чуваки бегали по трейдфлорам с видеокамерой - снимали, че трейдеры делают

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
iluhas, беги...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
iluhas, беги...

зачем? он все правильно написал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

зацелуешь до смерти ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
зацелуешь до смерти ;)

214265.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

и чо?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
и чо?

Есть 20 часов на решение этой задачи

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

давай приз. это Броневой

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...