Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
Sergey

Вопросы психологии для инструкторов

Recommended Posts

Скай-плюшка

Не попрыгать, так поржать.

На здоровье :) Главное - ты докторов больше не весели.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если говорить о психологии, то в соло-программах есть один психологический момент, наличие которого я предположительно не вижу в АФФ. Речь идет о 5-секундной задержке, когда после завала отделения мозг работает в первую очередь на то, чтобы раскрыться вовремя, не ниже заданной высоты (т.е. не позже заданного времени) и опередить прибор, и только во вторую очередь - не стабилизацию позы на раскрытии.

Я какой-то неправильный.

Как сейчас помню свой первый прыг на ручку 3 сек (Д1-5У, прибор на 700м, а не на задержку). Первый срыв в БП сразу после отделения, дергать кольцо сразу не стал, а инстинктивно извернулся как мог, и только стабилизировавшись (как-то само получилось), дернул кольцо. Получилось не 3 сек, а 6. Зато после этого прыжка комплекс по поводу БП пропал, так и не развившись.

БП больше не было, а вот неправильную позу переучивал уже на Бородянке (что-то вроде укороченного АФФ) уже после того, как летал на ПО-16 и думал, что все у меня хорошо :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Is there anybody out there??! (Есть здесь хоть кто-нибудь?!...) ©R.Waters

Занимательные поиски потерянных скай(дай!)веров. Глава вторая, в которой нам делают смешно.

Ёмкое слово «ИМХО» (IMHO), являющееся сокращением англоязычного оборота, в переводе на русский язык означающего «по моему скромному мнению», подразумевается в начале и конце каждой строки. И в конце поста – троекратно, на всякий случай :)

Популярная этимология. Про «МЕДВЕД» и «ПРЕВЕД».

Как сказал недавно в частной беседе один старый, убежденно не утруждающий себя тяготами жизни растаман, на его искушенный слух слово ПРЕВЕД является результатом слияния двух слов - «привет» и «приход». Питая особую осторожность к бессмысленным занятиям, попробуем наконец разобраться – какой же всё-таки смысл у этого флеш-моба, пропитавшего, как иногда кажется, весь Интернет, и быстро расползающегося за его пределы.

Два персонажа, находящихся под воздействием эмоций, в измененном состоянии сознания. Внезапно появляющийся медведь со своим кривым приветствием возвращает их к реальности. Угрожающая, непреодолимая и в тоже время непонятная, необъяснимая неожиданность.

Ничего не напоминает? Медведь делает чувство реальности этих людей пронзительно острым. Да, точно так врасплох застаёт смертельная ошибка заигравшегося в своих иллюзиях «героя неба»! Сходство удивительное - с иллюзиями этими, как с когтищами медведя (со всей его медвежьей дружелюбностью) – шутки плохи. Иллюзии и игры с собственным разумом – что дикий хищный зверь, притаившийся в укромном уголке сознания. Ждут подходящего случая, чтобы вырвавшись на свободу в самый неожиданный момент, разодрать на куски свою жертву. Вот такой «Превед»!

Как работает сознание? Собственно, сознание ЧЕГО?

Мне, как технарю по образованию, собственное сознание представляется как некоторая композиционная модульная модель внутреннего состояния и окружающего мира, «Я-и-всё-что-я-чувствую».

Функциональные модули этой модели одновременно используют аналитические ресурсы нервной системы (подобно тому, как программы в мультизадачной среде используют вычислительные ресурсы процессора). Модули находятся в постоянной взаимосвязи, они обмениваются информацией - эти взаимодействия создают композиционные модули, более высокого уровня.

Относительно простые модули – зрение, тактильные зоны, задачи равновесия и положения в пространстве разных частей тела и т.п.

Композиционные модули более высокого порядка – оценка параметров окружающих предметов, их перемещений. Прогнозирование этих перемещений и планирование собственных действий.

Существует огромное множество композиционных модулей «внутри» модели «сознания», при этом они функционируют одновременно и имеют разную потребность в ресурсах в различные моменты времени.

Очевидно, что существует некий механизм арбитража, который управляет выделением ресурсов нервной системы тем или иным композиционным модулям, определяет их важность и приоритет. Если он по каким-то причинам сформировался и работает неправильно, «сбоит», у человека развивается психическое расстройство.

В обычной жизни вопросы выделения ресурсов под те или иные задачи (например, концентрация внимания на выполнении какой-то работы) решаются только через арбитраж, но и сам по себе он тоже является высокоуровневым модулем, хоть и самым приоритетным.

Тренировкой этого механизма мы добиваемся перераспределения ресурсов в пользу тех или иных модулей в модели сознания в ситуациях, когда нам хочется добиться от себя большей эффективности, получить преимущество перед другими людьми. Очевидно, что разные люди в различной степени восприимчивы к таким тренировкам, что позволяет некоторым в результате подготовки добиваться превосходства в решении сложных задач, спорте, экстремальных ситуациях.

Всем нам знаком этот путь, его недостатки хорошо известны – конечное ограничение в достижении эффективности и очень большое различие в способности обучаться у различных людей, индивидуальные особенности модели сознания.

Измененные состояния сознания.

Есть и другой путь, позволяющий достичь высочайшей эффективности в решении особенно ресурсоемких, экстремальных задач.

Как такое возможно? Вместо того, чтобы переучивать наш заскорузлый, сформированный всем жизненным опытом механизм арбитража, особыми упражнениями мы создаем новый, альтернативный арбитраж, и учим его «захватывать инициативу» в некоторых ситуациях. Что это даёт?

Суть в том, что этот неотягощенный жизненным опытом альтернативный арбитраж можно научить полностью извлекать, подавлять «ненужные» высокоуровневые модули и за счет этого значительно повысить аналитическую производительность в тех, которые нам в данной ситуации особенно важны. А потом, когда задача решена, можно вернуть «бразды правления» нашему старому опытному арбитражу. Казалось бы - всё здорово! Разделяй и властвуй… Но тут возникает несколько проблем :)

Во-первых, при передаче управления моделью сознания от одного арбитража к другому возникает путаница, «кризис власти». Некоторое время (которое есть далеко не всегда) необходимо, чтобы эти переходные процессы «устаканились».

Во-вторых, такие опыты с собственной психикой опасны сами по себе. В этом направлении заметно продвинулись некоторые учения (как древние, так и современные), и во всех подобные навыки получаются под строгим контролем инструктора, гуру и т.п.

Еще одна проблема в том, что для действительно эффективного акселерирования нескольких процессов "выбросить" из сознания нужно очень много взаимосвязанных на разных уровнях модулей. Не скрепленная связями конструкция теряет управление, разваливается. И вот тут-то «на помощь» приходят иллюзии - искусственные упрощенные аналитические конструкции, берущие на себя (имитирующие) "выброшенные" нами целые системы взаимосвязанных модулей. Подобным образом в электротехнике используют эквивалентное сопротивление вместо целого прибора.

Злоупотребление этими методами приводит к тому, что при возвращении управления арбитражу с каждым разом всё труднее восстановить «на место» конструкции, замененные суррогатными иллюзиями.

Вот так вот. Не следует думать, что подобные техники являются исключительно уделом тибетских лам и энелперов. Иллюзии и нам, смертным, не чужды. А это уже повод задуматься :)

Идеализм, «всезнайство» и иллюзии у чайника – это понятно и естественно. То же самое в исполнении инструктора – опаснее стократно. Да, эти обитатели олимпа тоже испытывают иллюзии! Чаще безобидные, но иногда очень даже существенные, хотя и не реализованные в негативе. До поры.

PS:В определенных кругах ходят вялые слухи - дескать, флеш-моб "Превед" (да и всё движение по мотивам сайта Udaff.com) дирижируется кремлевскими спецслужбами и носит осознанно деструктивный и антинародный (как всегда) характер. Якобы таким образом молодежи прививают симпатию к символу партии власти и к ней самой... Маловероятно - так как неэффективно. Точнее - эффект попросту непредсказуем. Подобные методы в руках этих людей... Обезьяна с гранатой :)

PPS:Веселитесь! :rolleyes:

PPS:Пост по ошибке был отправлен мною от имени "Guest" и я попросил, чтобы Lexa исправил мою ошибку :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Lexa

Поправь, плз, если можно.

Невозможно..

Чтобы поправить это, мне необходим

«приход».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так дунь!

Сложнонаписанныепредложениябезстратегическогозапасанеразобрать!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Как работает сознание? Собственно, сознание ЧЕГО?

Мне, как технарю по образованию, собственное сознание представляется как некоторая композиционная модульная модель внутреннего состояния и окружающего мира, «Я-и-всё-что-я-чувствую».

Ух.. мудрено. Вообще, идея "модульности" мозгов используется очень активно, знаешь где? Ты будешь смеятся, при наведении транса: как только человек начинает представлять у себя в голове разные модули. Фокус внимания уходит внутрь, визуальные образы, при желании замешательство -> транс. :))

Так что, если ты будешь развивать эту идею, учитывай с чем ты можешь столкнуться. :) А так идея прикольная, имхо работать будет, но при одном условии. Если субъект имеет техническое образование. иначе в словарь придется лазить. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Sobakin

Я какой-то неправильный...

Как сейчас помню свой первый прыг на ручку 3 сек (Д1-5У, прибор на 700м, а не на задержку)...

Получилось не 3 сек, а 6.

Так это не ты "неправильный" :) а тебе создали "неправильную" психологическую обстановку :) Прибор, установленный не на время, а на высоту, в твоем же сознании дает тебе уйму времени на попытку стабилизироваться. У нас девчонка тоже первый прыг на ручку на таком приборе делала - пропадала секунд 15 :)

А вот когда прибор на 5 секунд - восприятие принципиально меняется: ты точно знаешь, что 6 секунд у тебя не будет ;)

Я помню свой первый прыг на 10 секунд после пяти: это же КУЧА ВРЕМЕНИ!!! :) И мне не надо торопиться опережать прибор :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Sergey

Ух.. мудрено. Вообще, идея "модульности" мозгов используется очень активно, знаешь где? Ты будешь смеятся, при наведении транса

Почему я совсем не удивлён? :)

Я не говорю о модульности мозгов - я вообще пока не трогаю мозги! На данном этапе физиология, физика и химия этих процессов мне безразлична (хотя подозреваю, что и на самых нижних уровнях модели всё происходит по аналогии). Принципиально не касаюсь проблемы свободной воли :)

Пока достаточно высокоуровневых конструкций. Я говорю о модульности алгоритмов сознания - о том, что лежит на поверхности. Таким образом очень легко и непринужденно объясняются сложные явления - чувство времени, особенности памяти, отдельные элементы поведения конкретных людей. Даже социальные процессы :)

А твой транс с этих позиций - просто иллюзия в расшатанной модели сознания, находящейся под суррогатным противоестественным управлением!

Прекрасно осознаю, что и сам я могу ошибаться, находиться во власти иллюзий. Тогда, по идее, в моих суждениях должны обнаружиться противоречия :)

Муха

Сложнонаписанныепредложениябезстратегическогозапасанеразобрать!

Ну извини, по-украински - только со словарем, горилкой и салом :)

Lexa

Спасибо. Косяк не предлагаю - опять откажешься :)

Sobakin, Sanya

Все беды человеческие - от лености. При решении любой задачи мы всегда ищем способ "попроще", лазейку в законах мироздания - вместо того, чтобы трудиться и хранить трезвость рассудка. "В здоровом теле - здоровый дух!" К чёрту прохиндеев! :)

PS: Кто-нибудь анализировал влияние сидячего образа жизни, работы на обучаемость фрифлаю?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Veis

to Lexa: Косяк не предлагаю - опять откажешься

:huh::huh:

НЕ ВЕРЮ! (с) С.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Все беды человеческие - от лености. При решении любой задачи мы всегда ищем способ "попроще", лазейку в законах мироздания - вместо того, чтобы трудиться и хранить трезвость рассудка. "В здоровом теле - здоровый дух!" К чёрту прохиндеев! :)

с таким подходом, упрешься в стену раньше, чем с любым другим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Sergey

с таким подходом, упрешься в стену раньше, чем с любым другим.

В стену из прохиндеев? :)

Ну да, а возможность "расширить сознание" очередной дурью безгранична :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Sergey

с таким подходом, упрешься в стену раньше, чем с любым другим.

В стену из прохиндеев? :)

ага.

Но все-таки интересно, какие будут получены результаты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Серега, ты разве не заметил? :) Я объяснил взаимосвязь между возникающими у субъекта иллюзиями (обсуждали здесь: http://www.skycentre.net/index.php?showtopic=1120) и перманентными приступами фатальной неадекватности.

Сейчас работаю над системой упражнений, препятствующих формированию суррогатного арбитража. Это только приватом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Яркая содержательная речь = эффективный анализ информации = правильные действия. Легко, безопасно, "своими руками".

Учимся говорить по-русски :)

Речь наименее интеллектуально развитых индивидов базируется на существительных, поскольку они не способны эффективно анализировать сложные свойства предметов, констатируя только сам факт их наличия. Более развитые лица уделяют значительное внимание качественным свойствам окружающих предметов, активно используя прилагательные, а также глаголы, обозначающие преобразования во времени (действия). Люди, способные выявлять сложные свойства взаимодействующих между собой предметов, моделировать развитие ситуаций, для выражения своих мыслей используют еще более сложные грамматические формы – причастные и деепричастные обороты.

Данное упражнение основано на использовании обратного эффекта - тренируясь в описании сложных явлений, можно эффективно настроить себя на выполнение ответственной задачи - без пагубного использования всевозможных техник измененного сознания.

Упражнение помогает в ситуациях, когда нам необходимо активизировать конструктивное мышление, способность эффективно анализировать реальность и точно прогнозировать развитие событий.

Выполнение упражнения занимает несколько минут - разумеется, свободных. Не развлекайтесь при подготовке снаряжения, на боевом заходе и т.д.! В нормальных условиях эмоционально-психологической подготовке вполне можно уделить время при наборе высоты, предварительно потренировавшись в спокойной обстановке на земле.

1. Выявите (мысленно назовите) абсолютно любые пять предметов в пределах вашей видимости. Запомните их.

2. Назовите для каждого предмета как минимум по три свойства. Например – размер, цвет, форма и т.д. Более сложные, неочевидные свойства предпочтительны.

3. Назовите для каждого предмета три (или больше) действия, которые он совершает в настоящее время. Можно – действия, которые предмет совершит в ближайшее время или может совершить. Обязательно формулировать целое предложение с существительным (предмет) и глаголом (действие)

Справились? :) Это разминка. Теперь усложняем:

4. Для каждого предмета (существительного) сформулируйте предложение с причастным оборотом. Если кто забыл, причастие – форма глагола, обладающая признаками прилагательного. Причастие отвечает на вопрос «какой?», «какая?», «какое?» и т.д.

5. Для каждого предмета (существительного) придумайте предложение с деепричастным оборотом. Деепричастие – форма глагола, обладающая признаками наречия. Деепричастие отвечает на вопрос «что делая?», «что делав?».

При наличии времени этапы 4-5 повторяем несколько раз. Желательно, чтобы выбираемые в начале упражнения предметы имели непосредственное отношение к тому, чем мы собираемся заниматься - к парашютным прыжкам. Закончив упражнение, выполняем обычную подготовку к прыжку и получаем массу удовольствия от безопасного и успешного skydive :)

Пример для одного предмета. Выделены причастия и деепричастия:

1.Предмет – высотомер.

2.Высотомер круглый, яркий, надежный, дорогой, удобный, мой.

3.Высотомер застегнут на запястье. Высотомер отображает высоту полета. Высотомер будет падать вместе со мной. Высотомер боится ударов. Высотомер помогает быстрее сориентироваться при отказе.

4.Высотомер имеет стрелку, перемещающуюся по циферблату при изменении давления. У моего высотомера на стекле есть царапина, появившаяся в результате жесткого приземления.

5.При наборе высоты я всегда смотрю на высотомеры сидящих рядом, сравнивая их показания со своим. Прыгая без высотомера я испытывал дискомфорт, стараясь быть предельно осторожным.

Удачи!

PS:Небольшой урок русского языка на украинском сайте :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3.Падение:

Чайник - активность мозга (+), мыслительная загрузка (-), так как думать не о чем. => время летит медленно. Иногда кажется "блин, долго падаю, а вдруг что-то сломалось?" и "скорее бы открыться - и больше в небо НИКОГДА!"

Гуру - активность мозга (+), всё здорово, клиент улыбается, солнышко светит. Мыслительная загрузка (+), так как надо снимать красиво. => время летит быстро.

4.Пилотирование:

Чайник - активность мозга (+), мыслительная загрузка (+), так как страшно, и понтово, мечемся и прилетим-куда-нибудь-а-там-приткнемся. => время летит быстро.

Гуру - активность мозга (-), и вообще эмоций немного. Мыслительная загрузка (-), так как особо думать особо не о чем. => время летит обыкновенно.

5.Приземление:

Чайник - активность мозга (+), страшно аж жуть, и хочется словить понт. мыслительная загрузка (+), так как надо спасаться. => время летит быстро. Иногда даже слишком.

Гуру - активность мозга (-). Мыслительная загрузка (+), уворачиваемся от чайника, свупим и готовимся встречать тандем. => время летит обыкновенно.

поменяй минус/плюс местами:

# 5 - на преземлении мозг работает максимально, как хорошо загруженный процессор компютера, обрабатывая высоко скоростную информацию. Мыслительная загрузка на минимуме - все происходит так быстро что думать просто нет времемни - все на реакции.

# 3 + 4 - Для гуру падение и пилотирование похожи - особенно если он делает свуп на точность/в ворота. как ни лень, а думать приходица :)

а так все аккуратно :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шаталов

Это так, для примера переходных процессов. По-хорошему таблицу нужно серьезно корректировать.

на преземлении мозг работает максимально

О, а с какой перегрузкой он у напильника в этот момент работает! Судорожно ищет возможность спастись :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шаталов

Появилось время написать развернутый ответ.

#5

Мозг гуру на приземлении управляет развитием ситуации на основе ранее полученного опыта. Аналитический аппарат не загружен бессмысленным прогнозированием развития бесчисленного множества "фантастических" ситуаций (в отличие от мозга "чайника"), т.к. по опыту знает, чего в принципе ожидать (в т.ч. - где ждать жопу). Именно это опытному пилоту в случае неожиданности позволяет быстро задействовать аналитический аппарат для принятия (с большей вероятностью) правильного решения.

Под "активностью" мозга я подразумеваю именно электрическую активность, т.е. "клетки мозга активно обмениваются какой-то информацией".

Под "загрузкой" понимается произвольный "полезный" анализ реальной информации.

#3-4

Почему не похожи падение и пилотирование в данном случае (такой пример был придуман специально для наглядности) - в падении необходимо быстро анализировать спонтанные перемещения снимаемого объекта. Действительно, чем круче опыт - тем больше анализ будет заменяться рефлексами => меньше будет эффект ускорения времени.

Собственно, у "гуру" активность мозга вызывается именно потребностью в анализе. При наличии соответствующего опыта данная задача (маневрирование) "отдается на откуп" выработанным рефлексам.

У чайника за отсутствием выработанных рефлексов достаточно легко происходит передача задачи инстинкту самосохранения, который "вытесняет" полезный анализ информации. Так наступает паника :)

Инстинкт самосохранения нам передается практически без изменений от самых далеких предков, у которых аналитического аппарата как такового почти не было. Он примерный ровесник потребности дышать, способности испытывать боль и чувство голода :)

Глубинный инстинкт самосохранения способен оккупировать аналитический аппарат, вызывая немотивированный страх и загружая мозг бессмысленной работой (создавая высокую активность). Тем самым сокращая ресурсы как для выработанных навыков (следующий уровень), так и для произвольного анализа информации (самый "верхний" уровень).

Теперь ИМХО о внутреннем диалоге (специально для Бармалея).

Формирование речи - относительно "молодой" механизм (несколько тысяч поколений). Он "старше", чем так необходимые нам в скайдайве "полезные" навыки (и может вытеснять их, что в обычной ситуации действительно плохо и контрпродуктивно), но несравнимо моложе инстинкта самосохранения. Мое ИМХО - внутренний диалог при рассматриваемом страхе появляется как защитный механизм от паники. И если через него можно "усмирить" взбесившийся инстинкт самосохранения - уже хорошо. А следующий шаг - перейти к активному анализу реальности (выше я привел пример упражнения), освободив аналитический аппарат от "мусора".

С твоим вариантом ИМХО неплохо согласуется.

Кстати, при определенном навыке дыхательные упражнения помогают при страхе именно потому, что управление дыханием - столь же древняя и глубинная функция нервной системы, как и инстинкт самосохранения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что я пытался сказать. реакция, мышление, активность мозга, как мозг работает в разных ситуациях... даже на сегодняшний день тут не все четко разложено по полочкам наукой. Например, ты выполняешь скоростное приземление, все происходит настолько быстро... ты не думаешь что делать, ты реагируешь и тело в согласии с мозгом делаeт. A время как будто замедляется... и пролетая над друзьями идущими к самолету, не поздороваться с ними по имени или хотя бы не высунуть язык - верх неуважения :) Меня не перестанет впечатлять способность мозга анализировать информацию об обьектах летящих навстречу со скоростью 100 км/ч и говорить мышцам, что надо делать. Наверное электронная активность в этот момент максимальна. но мне кажется, мыслительная активность в этот момент на минимуме.

В воздухе - если ты расслаблен, то иногда в голову приходят такие странные мысли... например я снимая четверку, вспомнил, что не кормил своего рыба 3 дня. Но я так же заметил что чем больше человек думает о том что НАДО сделать, то тем меньше у него получается. И время летит быстро - новички не замечают как проходит 45 секунд - спроси у АФФ инструкторов, как часто им надо дергать "забывающих" студентоов.

В общем, я не совсем понял, ты согласился с тем что я сказал или нет... Так много было написано - и вроде все согласуется с тем что я думаю и вроде нет... не пойму. Тут думать надо, а пора принимать пищу :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...